В поисках потерянной культуры
Одни и те же улицы, дворовые пролеты — кажется все привычным глазу. Рутинность быта закрывает внимание на очевидные, окружающие нас предметы. Стоит лишь раз остановить шаг и окинуть взором пространство, можно разглядеть, что монолитные каменные изваяния имеют свой неповторимый облик, на них проступает потерянная советская культура — мозаичное искусство.
Оно зарождается еще в Древнем мире и как декоративно-прикладное искусство в СССР получает больший рассвет в период так называемого советского модернизма, взявшего курс в 1955 году на устранение излишеств в проектировании и строительстве, по сути, похоронив сталинский ампир.
Дворец культуры станицы Калининской, 1967 год
Дворец культуры станицы Калининской, 1967 и 2018 годы
Мастер Хасан Аппаков и его мозаика в Калининской Во время поездки по Цимлянскому району в мае 2018 года я обнаружил настенные мозаики советской эпохи на 14-ти объектах различного назначения. Судьбы некоторых из них предрешены — исчезнуть под безвкусной внешней отделкой или быть сбитой в процессе капитального ремонта. Остальные сыплются от времени и людского безразличия.
Дворец культуры станицы Калининской, 2018 год
Одно из таких полотен расположено на заднем фасаде здания Дома (Дворца) культуры станицы Калининская. В отчете о достижениях за 1966 год председатель совхоза «Большевик» Ковалев небезосновательно считал, что работающий несколько лет Дворец культуры в станице «по архитектурному решению и удобствам. является одним из лучших в области». В настоящее время таким его не назовешь: здание рушится, стены в трещинах, фонтан и скульптуры ломают еще с 90-х годов XX столетия.
Мастер Хасан Аппаков и его мозаика в Калининской
К 50-летию советской власти жители Калининской выразили желание запечатлеть образ казачества на Дону. За эту работу взялся Хасан Джашарбекович Аппаков.
По национальности он — карачаевец. Родился в 1938 году. Закончил художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета в Карачаевске. Затем преподавал в школе и профессионально-техническом училище. По состоянию здоровья супруги Хасана Аппакова вынуждены были сменить местность проживания. Так семейство попало в наши края, в Калининскую.
Хасан Аппаков выбрал для своей работы сцену из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — сватовство Григория Мелехова и Натальи.
О том, как трудился художник, рассказывает его дочь Светлана Кипкеева:
— На работу над мозаикой было отведено очень мало времени, отцу приходилось работать ночами, спал по три-четыре часа в сутки.
Eго задачей было отобразить жизнь и быт казачества того времени. В своей работе отец представил часть Дона, казачьи курени, плетень с горшками и т.д. А еще изобразил коня рядом с главным героем, без которого казак не считался казаком.
Самым трудным было создать образ Григория. Шолохов в романе пишет, что у него крючковатый орлиный нос и диковатый взгляд, и это надо было отобразить. После множества проб, через трое суток, он остановился на последнем варианте. Одежда на главных героях была скрупулезно подобрана в соответствии с описанием автора романа. Мозаика выполнена из крашеного стекла, основа была загрунтована несколькими слоями. После высыхания густотертой масляной краски мозаику собрал по квадратам на картоне. После нумерации они складывались в отдельные стопки. А когда все панно было выполнено, мастер Аппаков набранные квадраты сажал на густотертую масляную краску, а затем смывал теплой водой весь картон. Работа была трудоемкая по выполнению, зато по праву оценена жителями станицы.
Творение Хасана Аппакова — единственное мозаичное панно в Цимлянском районе, отражающее историю донского казачества. Остальные мозаики несут печать своего времени, советского прошлого: связаны с колхозной и совхозной жизнью (хутор Паршиков, станица Красноярская, поселок Саркел), развитием предприятий и организаций (бывшая ковровая фабрика и турбаза «Чайка» в Цимлянске).
Следует еще отметить, что панно в Калининской, в отличие от других, выложено Хасаном Аппаковым не из керамики, цветных камней или смальты — непрозрачного стекла, изготовленного по специальным технологиям, а из обычного стекла, обработанного собственноручно!
А современникам в напутствие хочется привести слова академика Д.С. Лихачева: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому».